Новость

Новость

"ПРИЧАЛ МОЙ ВЕЧНЫЙ - ОТЧИЙ ДОМ..."

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР

ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЧ БЭР  (12 ноября 1853, г. Ельня Смоленской губернии — 14 мая 1905 пролив Цусима) — русский морской офицер, капитан 1-го ранга. Первый капитан крейсера "Варяг", последний капитан броненосца "Ослябя".                                                          

КАПИТАН

Над Балтикой качается туман,          

Бриз утренний легонько волны гладит.      

В поход идёт отважный капитан

На броненосце с именем «Ослябя»

Что впереди – погибель иль успех?

Путь осеняют Родина и Вера.

Две вещи ставил он превыше всех –

Корабль и Честь морского офицера!  

Чтобы России крепли рубежи,

Дел капитаном сделано не мало.

Останься он на Балтике служить,  

Имел бы чин высокий адмирала.

Ему не машет с берега платок,

А коль погибнет, некому заплакать.

Отправлена эскадра на восток,

Хоть держит курс пока ещё на запад.

Три океана будет впереди  

И даль такая, что необозрима.  

Шторма и штили, пекло и дожди…

И вот пролив с названием Цусима.

Там будет жаркий бой в чужом краю

И может быть, на миг, в аду смертельном,

Он вспомнит, вспомнит родину свою

Уездный городок смоленский Ельню.

Где речка неприметная Десна,

В которой летом плещутся ребята…

Морями пусть Смоленщина бедна –

Морскими офицерами богата!  

Иная азиатская вода,

Дым выстрелов над нею ветер носит.

Отважен капитан, но вот беда –

Смертельно ранен грозный броненосец.

Но не смотря на то, что страшный шквал  

По палубам гулял с кормы до носа,

Сам капитан на мостике стоял  

И делал всё, чтоб выжили матросы.

Когда же не осталось больше мер

Спасти корабль свой, тонущий, горящий,

Ушёл на дно с ним и Владимир Бэр,

Поскольку капитан был настоящий!

Таких не манит в обществе успех,

Ни деньги, ни награды, ни карьера....

Две вещи ставил он превыше всех –

Корабль и Честь морского офицера.

( Алексей Аниськов)

 

КАПИТАН 1-ОГО РАНГА БЭР ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЧ (1853-1905 гг.): ТАК ПОГИБАЮТ ГЕРОИ.

       Заканчивался первый час Цусимского сражения (27-28 мая 1905 года), эскадренный броненосец "Ослябя" имел множество попаданий и пробоин ниже ватерлинии, пожары пылали на всем корабле. Было ясно, что осталось совсем немного и броненосец уйдет под воду. Артиллерия выведена из строя, стреляло всего одно лишь орудие. Командир корабля - Владимир Иосифович Бэр занимался эвакуацией экипажа, отдавая распоряжения спокойным и громким голосом. Крен нарастал... еще немного и для "Осляби" все будет кончено... Пошли последние минуты жизни броненосца. Командир понимал все это.

      Гибель эскадренного броненосца "Ослябя" в Цусимском сражении 

 (27-28 мая 1905 года). Художник: В.С. Емишев. Владимир Иосифович огляделся. На корабле, в поле зрения, никого не осталось. Капитан 1-го ранга закурил сигарету и медленно направился в боевую рубку. Дверь за ним закрылась... В 14:50 броненосец перевернулся и затонул вместе со своим командиром...

                                     

      Капитан 1-го ранга Бэр Владимир Иосифович. Владимир Иосифович Бэр родился 12 ноября 1853 года в городе Ельня Смоленской губернии. В возрасте 17 лет поступил воспитанником в Морское училище и 31 марта 1871 года принят на действительную военную службу. Ровно через три года получил звание гардемарина. В апреле 1874 года зачисляется в 1-й флотский экипаж, в августе 1875 года присвоено звание мичман. С января 1876 года исполняет дела ревизора на мониторе "Латник".

   Монитор "Латник" 9 апреля 1876 года получает перевод в Сибирскую флотилию. В августе 1876 года назначается на канонерскую лодку "Соболь". В декабре 1877- январе 1878 года - командир 3 роты Сибирского флотского экипажа. С сентября 1878 года служит ревизором, сначала на шхуне "Восток", затем на клипере "Абрек". 1 январе 1880 года присвоен чин лейтенанта. В апреле 1881 года переведен на Балтику. С октября 1882 года по 1887 годы проходит службу в должности ревизора на корвете "Боярин", клипере "Джигит".

     Клипер "Джигит" В 1888 году проходит краткие курсы минных офицеров. С 1990 по 1992 год проходит службу в должности старшего офицера последовательно на мониторе "Лава", броненосной лодке "Чародейка", клипере "Крейсер". В феврале 1895 года получает свой первый корабль - портовое судно "Могучий", став его командиром, с февраля 1896 года - командир минного крейсера "Лейтенант Ильин".

    Минный крейсер "Лейтенант Ильин" В 1896-1897 годах - слушатель курса военно-морских наук при Николаевской морской академии. После окончания курсов назначен командиром канонерской лодки "Храбрый". В марте 1899 года назначается командиром еще строившегося крейсера 1-го ранга "Варяг" и убывает в Филадельфию (США) для наблюдения за постройкой. В апреле 1899 года получает чин капитана 1-го ранга. 17 мая 1904 года назначен командиром последнего в своей карьере и жизни корабля - эскадренного броненосца "Ослябя", а дальше Цусима...

БИОГРАФИЯ  БЭР ВЛАДИМИРА ИОСИФОВИЧА

 • 16 сентября 1870 — Принят воспитанником в Морское училище.

• 31 марта 1871 — Принят на действительную службу.

• 31 марта 1874 — Гардемарин

• 12 апреля 1874 — Причислен к 1-му флотскому экипажу.

• 30 август 1875 — Мичман.

• 30 января 1876 — И. д. ревизора на мониторе «Латник».

• 9 апреля 1876 — Переведен в Сибирскую флотилию.

• 1 августа 1876 — Прибыл в Шанхай.

• 4 августа 1876 — Назначен на канонерскую лодку «Соболь».

• 20 декабря 1877 — 11 января 1878 — Командир 3-й роты Сибирского флотского экипажа.

• 3 марта 1878 — Назначен на шхуну «Восток».

• 29 сентября 1878 — Утвержден ревизором шхуны «Восток».

• 4 июля 1879 — Ревизор клипера «Абрек».

• 1 января 1880 — Лейтенант.

• 21 октября 1880 — Списан по болезни в Сибирский флотский экипаж.

• 11 апреля 1881 — Переведен на Балтику.

• 30 сентября 1881 — Прибыл к новому месту службы.

• 20 октября 1882 — Ревизор корвета «Боярин» с переводом в 7-й флотский экипаж.

• 30 мая 1884 — Назначен в заграничное плавание на клипере «Джигит» с переводом в 5-й флотский экипаж.

• 24 июня 1885 — 6 июля 1887 — Ревизор клипера «Джигит».

• 13 января — 29 марта 1888 — Слушатель краткого курса Минных офицерских классов.

• 26 марта 1890 — Старший офицер монитора «Лава».

• 1 октября 1891 — Старший офицер броненосной лодки «Чародейка» с переводом в 10-й флотский экипаж.

 • 1 января 1892 — Старший офицер клипера «Крейсер».

• 9 декабря 1894 — Предан военно-морскому суду Кронштадтского порта, приговорен к двухнедельному содержанию на гауптвахте за проступки, предусмотренные 185-й статьёй военно-морского уложения о наказаниях.

• 18 февраля 1895 — Освобожден от наказания приказом управляющего Морским министерством.

• 20 февраля 1895 — Командир портового судна «Могучий».

• 5 февраля 1896 — 11 декабря 1897 — Командир минного крейсера «Лейтенант Ильин».

• 13 августа 1896 — 10 мая 1897 — Штатный слушатель курса военно-морских наук Николаевской морской академии с прикомандированием к ней.

 • 6 декабря 1897 — 22 марта 1899 — Командир канонерской лодки «Храбрый» с переводом во 2-й флотский экипаж.

• 22 марта 1899 — Командир строящегося крейсера «Варяг».

• 18 апреля 1899 — Капитан 1-го ранга.

• 1899 — Наблюдающий за постройкой в г. Филадельфия (США) эскадренного броненосца «Ретвизан» и крейсера «Варяг».

• 1 января 1900 — Причислен к 13-му флотскому экипажу.

• 29 января 1901 — Вывел крейсер в первое плавание.

• 2 июля 1901 — Председатель комиссии для испытания действия приборов управления артиллерийским огнём, изготовленных электротехническим заводом Гейслера и Ко, установленных на крейсере «Варяг».

• 1 марта 1903 — Сдал командование крейсером «Варяг».

• 14 июля 1903 — В двухмесячном отпуске по болезни.

• 6 декабря 1903 — 26 января 1904 — Командир 17-го флотского экипажа.

• 26 января — 17 мая 1904 — Командир 5-го флотского Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала Алексея Александровича экипажа.

• 17 мая 1904 — Командир эскадренного броненосца «Ослябя».

 Несмотря на предложение остаться в Кронштадте и принять производство в чин контр адмирала, остался на броненосце, вошедшем в состав Второй тихоокеанской эскадры. По смерти 11 мая 1905 года контр адмирала Дмитрия Густавовича фон Фелькерзама принял командование 2-м броненосным отрядом 2-й тихоокеанской эскадры. Участвовал в Цусимском сражении и погиб вместе с броненосцем, отказавшись покинуть мостик.

ОТЛИЧИЯ БЭР ВЛАДИМИРА ИОСИФОВИЧА

• Монаршее благоволение «…во время летнего пребывания их Величеств в Петергофе» (18.10.1882)

 • Орден Святого Станислава III степени (1.01.1884) • Орден Святой Анны III степени (1.01.1889)

 • Орден Святого Станислава II степени (1894)

 • Серебряная медаль в память царствования Императора Александра III (21.03.1896)

 • Орден Святой Анны II степени (6.12.1896)

 • Серебряная коронационная медаль царствования Императора Николая II (31.10.1897)

 • Высочайшее благоволение за блестящее состояние крейсера по смотру в Кронштадте (21.05.1901)

 • Орден Святого Владимира IV степени с бантом за 20 морских кампаний (1901)

• Орден Святого Владимира III степени (06.12.1904)

 • Французский орден Почётного легиона офицерского креста (1901)

• Прусский орден Красного орла 2-й степени (1901)

• Датский орден Данеброг командорского креста со звездой (1901)

• Китайский орден Двойного Дракона 2-й степени 3-го разряда (1902)

 • Французский знак Officier de Instruction publique (1903)

kdc-elnya.admin-smolensk.ru
27.05.2020

Назад

Основные разделы

8(48146) 4-16-86 тел.
E–mail: 
Почтовый адрес: 216330,  Смоленская область г. Ельня ул. Пролетарская, д. 46

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!