- Главная
- Новости и мероприятия
Новости и мероприятия
«Святые Пётр и Феврония» - празднование Дня семьи, любви и верности
Традиция праздновать 8 июля День семьи, любви и верности появилась у нас не так давно.
Идея праздновать в России день семейных ценностей возникла в городе Муроме Владимирской области. В этом городе в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, которые считаются покровителями христианского брака.
Петр и Феврония являются образцами семейной любви и верности. Они жили долго и счастливо в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, и умерли в один день и час 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года.
И вот в 90-х годах прошлого века в Муроме решили объединить празднование дня города с Днем Петра и Февронии.
А в 2002 г. жители Мурома выступили с предложением празднования Дня Петра и Февронии не только в их городе, но и по всей России.
Праздник этот решено было назвать Днем семьи, любви и верности. Инициативу эту поддержали и многие общественные организации, и Русская Православная церковь, и все религиозные организации России. Оргкомитет празднования возглавила Президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Владимировна Медведева.
Так с 2008 г. День семьи, любви и верности стал всероссийским праздником. Депутаты Государственной Думы официально учредили этот праздник и решено было его отмечать ежегодно 8 июля.
Праздник этот решено было назвать Днем семьи, любви и верности. Инициативу эту поддержали и многие общественные организации, и Русская Православная церковь, и все религиозные организации России. Оргкомитет празднования возглавила Президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Владимировна Медведева.
Так с 2008 г. День семьи, любви и верности стал всероссийским праздником. Депутаты Государственной Думы официально учредили этот праздник и решено было его отмечать ежегодно 8 июля.
А символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка.
Почему выбор пал именно на нее? Во-первых, этот полевой цветок наиболее распространён в это время года в России и является ее ярким олицетворением (разве можно представить Россию без ромашковых полей?), а во-вторых, она является символом мечты о любви и верности (не зря, издавна распространено гадание на ромашке "любит - не любит").
С каждым годом День семьи, любви и верности становится все популярнее. Растет число населенных пунктов, где широко отмечается этот праздник, причем везде он отмечается по-своему.
Оргкомитет праздника учредил медаль "За любовь и верность", которая вручается заслуженным супружеским парам, прожившим в браке не менее 25 лет, подающим пример крепости семейных устоев и воспитавшим детей достойными членами общества.
В связи со сложившийся эпидемиологической обстановкой все празднования были переведены в онлайн формат. Так были организованны следующие онлайн мероприятия:
- онлайн акция #ДаритеРомашкиЛюбимым
https://ok.ru/group/57593858031837
https://ok.ru/group/52300288688200
https://ok.ru/group/57426403590225
- «Семейный альбом» - фото вернисаж
https://ok.ru/video/1497368955613
https://ok.ru/video/1497359715037
https://ok.ru/video/1497348377309
- «Сказ о Петре и Февронии» - полнометражный анимационный фильм
- Концертные программы, посвящённые Дню семьи, любви и верности
https://ok.ru/video/331260103279
https://ok.ru/video/1497765972701
https://ok.ru/video/1499096877789
- видео марафон «Моя семья – моё богатство»
https://ok.ru/video/1498701171421
https://ok.ru/video/1498701171421
https://ok.ru/video/1492694010589
24 июня 1945 года на Красной Площади в сердце нашей столицы городе Москве состоялся Парад Победы. Победители прошли торжественным маршем по брусчатке Красной площади. В ознаменовании 75-летия Великой Победы город Воинской Славы Ельня присоединился к празднованию столь значимой даты нашей страны.
С 10.00 по московскому времени из окон РДК состоялась аудио трансляция Парада Победы, проходившего в Москве https://vk.com/video-150186112_456239045
В 12.00 по московскому времени жители города Воинской Славы Ельня присоединились к Всероссийской акции #Весть Победы, которая состоялась на площади им. М.И.Глинки и у Свято Ильинского Храма:
https://ok.ru/video/1643039558373
https://ok.ru/video/1643041065701
https://ok.ru/video/2496986614353
https://ok.ru/group/55997221175548
https://ok.ru/group/52300288688200
https://ok.ru/group/57593858031837
https://vk.com/video-113626126_456239055
https://vk.com/video-113626126_456239056
К этому знаменательному событию МБУК «Культурно – досуговый центр» г.Ельня подготовил онлайн Концерт #ПарадПобедителей, который транслировался в социальных сетях с 13.00 https://ok.ru/video/1477965777629 https://ok.ru/video/1477965777629 https://vk.com/smolpatriot https://vk.com/ndsmol67
Так же жители города и района присоединились к Всероссийской акции #ГолубьМира, которая проходила с 20 июня https://ok.ru/group/57593858031837 https://ok.ru/novostiaf https://ok.ru/video/1643103587045
Фенинский СДК провёл акцию #ЯрисуюМелом https://ok.ru/group/57426403590225
Так же в рамках Всероссийской акции #РадостьПобеды с 12.10 до 21.00 из окон РДК осуществлялась аудио трансляция военных песен и песен 40-50х годов.
В преддверии 22 июня МБУК «Культурно – досуговый центр» запустил онлайн акцию «Птицы Победы». Суть акции: нужно нарисовать или распечатать на принтере силуэт голубя или журавля - птиц Памяти, оформить ими своё окно, cфотографировать и разместить фото в социальных сетях. К акции присоединились сельские филиалы МБУК «Культурно – досуговый центр» и жители города.
https://ok.ru/group/57593858031837
https://ok.ru/group/57426403590225
https://ok.ru/group/55997221175548
Так же была проведена акция «Кораблик Победы», суть акции – сделать из бумаги кораблик, украсить его георгиевской лентой, написать на борту имя героя – участника ВОВ, 22 июня пустить кораблик по воде, в память о всех погибших.
https://ok.ru/group/57593858031837
https://ok.ru/group/57426403590225
https://ok.ru/group/55997221175548
Жители города Ельня и Ельнинского района 22 июня присоединились к Всероссийской акции «Свеча памяти». В память о всех погибших у памятников, на братских захоронениях, у мемориалов были зажжены свечи, как символ вечной памяти и славы всем победителям.
https://kdc-elnya.admin-smolensk.ru/
https://ok.ru/group/57593858031837
https://ok.ru/group/57426403590225
https://ok.ru/group/55997221175548
https://ok.ru/video/1476098591453
https://ok.ru/video/1476054289117
https://ok.ru/video/1639892519653
https://ok.ru/video/2016905398895
В 12.15 по московскому времени жители города Ельни и Ельнинского района присоединились к Всероссийской минуте молчания.
https://ok.ru/group/57593858031837
https://ok.ru/video/2493380299345
https://ok.ru/group/52300288688200
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой Всероссийская акция «Великое кино великой страны» была проведена в онлайн формате
https://ok.ru/video/2115169882440
Акция «Свеча памяти»
Офлайн формат
По традиции акция «Свеча памяти» проводится в ночь с 21 на 22 июня. Местные жители зажигают свечи памяти и устанавливают их у мемориалов и памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Вахты памяти пройдут в 85 регионах России, а так же в странах зарубежья.
Онлайн формат
В 2020 году акция пройдет в новом формате. Для реализации акции создано интернет-пространство ДЕНЬПАМЯТИ.РФ. Сайт аккумулирует информацию о начале Великой Отечественной войны, воспоминания очевидцев 22 июня 1941 года, карту зажженных «свечей памяти». На сайте размещен призыв «зажечь свечу в память о 27 миллионах погибших в годы Великой Отечественной войны.
С 15 по 22 июня любой пользователь на сайте может:
- зажечь свою свечу памяти;
- поделиться этой информацией с друзьями в социальных сетях, чтобы
они могли присоединиться к акции;
- увидеть, сколько «свечей памяти» было зажжено по всей стране;
- узнать, как начиналась война в городах России;
- зажечь «свечу памяти» для жителей других стран (международный формат акции «Свеча Памяти. Онлайн»);
- разместить информацию о своем участии и зажжённой свече на своей странице в любой из социальных сетей – ВКонтакте, Однокласники, Фейсбук, Твиттер;
- скачать изображение и разместить у себя в Instagram.
С 20 по 22 июня пользователи социальных сетей Вконтакте и Одноклассники смогут поделиться свечей в виде подарка со своими друзьями, тем самым «зажечь» свою «свечу памяти».
С 18 июня пользователи социальной сети Instagram смогут установить приложение маски «Свеча памяти» и разместить видео в сториз и поделиться ею со своими подписчиками.
Общая цель - 27 000 000 зажженных свечей, чтобы вспомнить каждого из погибших в годы Великой Отечественной войны. Благотворительный Фонд «Память поколений», как оператор акции, за каждую зажженную виртуально свечу вносит на оказание помощи ветеранам 1 рубль. По итогам акции Фонд выделит 27 000 000 рублей на оказание специализированной медицинской помощи ветеранам.
Минута молчания
22 июня 1941 г. в 12:15 по московскому времени вышло в эфир обращение правительства к гражданам Советского союза о нападении нацистской Германии. Вся страна в оцепенении слушала и понимала, что началась агрессия против нашей страны.
Символом общей и вечной народной памяти и скорби о каждом погибшем и всех жертвах войны, вечно живым напоминанием всему миру об агрессии против нашей страны и о несгибаемой воле и мужестве нашего многонационального народа, не покорившегося нацизму и подарившего миру
Победу, станет общероссийская «Минута молчания».
Призываем всех жителей нашей огромной страны 22 июня в 12.15 по московскому времени склонить головы в минуте молчания в память о всех погибших в годы Великой Отечественной войны.
Видео-ролик Всероссийской Акции "СвечаПамяти
https://yadi.sk/i/yCqBJc9YjGf9zg
ссылка на сайт http://деньпамяти.рф/
#парадпобедителей #радостьпобеды #год2020 #годпамятииславы
МБУК «Культурно-досуговый центр» сообщает, что за счет средств партийного проекта «Культура малой Родины» завершен ремонт кровли в Фенинском СДК. Подрядчик Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-Торговая компания «Русь» произвел демонтаж старого покрытия кровли, устройство пароизоляционного слоя, контр обрешётки, обрешетки кровли с обработкой огнебиозащитным составом, устройство кровли из профнастила.
В преддверии празднования Дня России участники художественной самодеятельности МБУК "Культурно - досуговый центр" приняли участие в проекте "Голосами Смоленщины" организованным ГБУК "Смоленский областной центр народного творчества", прочитав стихотворение Константина Симонова "Родина". По итогам проекта был сформирован видеоролик.
Активная ссылка для просмотра: https://vk.com/video-179990487_456239073
Дорогие друзья! В преддверии Дня памяти и скорби (22 июня) предлагаем принять участие в патриотической акции «Кораблик Победы» в память о тех, кто погиб в страшной войне. В рамках акции нужно сделать из бумаги кораблик, прикрепить к нему георгиевскую ленточку, а на борту написать имена дорогих сердцу людей, которые героически защищали нашу Родину, кого мы никогда не забудем и всегда будем благодарить за Победу. Утром, 22 июня в рамках Всероссийской акции «Свеча Памяти» они будут спущены на воду р. Десна. «Кораблики Победы» можно принести в районный Дом культуры до 19 июня или самим принять участие в патриотической акции. Надеемся, что ельнинцы чтят Память наших героических предков и поддержат эту акцию. Телефон для справок: 4 33 36.
МБУК «Культурно - досуговый центр» приглашает всех жителей города и района принять участие в патриотической онлайн - акции «Птицы памяти», посвящённой Дню Памяти и Скорби. Порядок проведения Акции: Онлайн - акция проводится с 10 по 22 июня 2020 года. Участниками могут стать все желающие вне зависимости от возраста и места нахождения. Для участия в акции нужно нарисовать или распечатать на принтере силуэт голубя или журавля - птиц Памяти, оформить ими своё окно, cфотографировать и прислать на почту tatyanakovaliowa@yandex.ru
Акция объединит жителей города в своём желании вспомнить горькие даты, выразить благодарность ветеранам, отстоявшим нашу великую Родину в трудные годы войны. Все фотоматериалы будут размещены на официальном сайте МБУК «Культурно - досуговый центр» и в группе " Районный Дом культуры" в социальной сети «Одноклаccники».
12 июня в Сквере Боевой Славы состоялась областная акция «Поле Памяти».
Поле Памяти – это особый вид воинского захоронения, на котором хоронят останки погибших воинов ВОВ, которые находят поисковые отряды на местах сражений.
В нашем регионе действует 72 поисковых отряда во всех муниципальных образованиях, и за период 1985-2020 годы создано 27 мемориалов «Поле Памяти», в которых упокоены останки без малого 40 тысяч погибших воинов.
Акция «Поле Памяти» регионального отделения ОНФ стартовала сегодня - 12 июня в Демидовском, Ярцевском и Ельнинском районах.
Акция поступательно по эстафете пройдёт в районах области, итог которой – охват всех мемориалов «Поле Памяти».
Одним из элементов отдания воинских почестей согласно уставу ВС РФ является покрытие крышки гроба с телом погибшего полотнищем Государственного флага, и сегодня нынешнее поколение победителей исполняет ритуал, покрывая полотнищами Российского флага 24 могилы неизвестных солдат, поднятых практически во всех районах Смоленской области.
При покрытии могил полотнищами Российского флага поднимается Копия Знамени Победы.
Почётное право поднять Копию Знамени Победы было предоставлено бойцу поискового отряда «Мы помним», награждённому медалью «Юный патриот Смоленщины» - Кузьменковой Анастасии.
В акции приняли участие представители ОНФ Смоленской области, администрации МО «Ельнинский район», а так же волонтёры Ельнинского района, поисковики, и волонтёры Смоленска.
В преддверии Дня России МБУК «Культурно – досуговый центр» организовал ряд онлайн мероприятий:
- участие во Всероссийских флешмобах: «Флаги России. 12 июня» и #ОкнаРоссии;
- видео марафон «Я люблю свой край (https://ok.ru/video/1459310562013 https://ok.ru/video/1459273665245
https://ok.ru/video/1457803102941
https://ok.ru/video/1457720724189
https://ok.ru/video/1457712204509
https://ok.ru/video/1457693330141
https://ok.ru/video/1454870760157
https://ok.ru/video/1454809352925
https://ok.ru/video/1454805027549
- «Где я родился и вырос» - история с. Коробец (https://ok.ru/group/52300288688200)
- «Уголок России – отчий дом» - онлайн концерт, посвящённый Дню России (https://ok.ru/group/57593858031837)
- «Люблю тебя, Россия!» - онлайн концерт, посвящённый Дню России (https://ok.ru/pavlovskys)
Так же предлагаем всем желающим присоединиться к Всероссийскому флешмобу!
«Приидите, людие, трисоставному Божеству поклонимся!»
Троица — это двунадесятый подвижный праздник, который попадает на воскресенье через семь недель после Пасхи и установлен в воспоминание сошествия Св. Духа на апостолов в виде огненных языков. Также называется Пятидесятницею от того, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы (в память Синайского законодательства). Праздник называется иначе Троицыным днем, потому что с сошествием Св. Духа на апостолов вполне открылась св. Троица и закончилось дело Ее о спасении людей. Празднование Св. Духу совершается на другой день после Св. Пятидесятницы, в понедельник, который поэтому называется «Духовым днем». Праздник Святой Троицы называют днем рождения Церкви.
Троица. Событие праздника
Сошествие Святого Духа на апостолов описано в книге Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой. Части этой книги читаются за Литургией в промежуток от Пасхи до Троицы включительно.
После Вознесения Господня апостолы и Пресвятая Богородица находились вместе, проводя время в молитве. Предание говорит, что они были в Сионской горнице, где Господь совершил Тайную вечерю, когда в третьем часу дня (девятом по современному счету) «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
Святитель Иоанн Златоуст и Феофилакт, епископ Болгарский, толкуя эти слова Писания, поясняют, что ветра не было, а только шум. Также явились и огненные языки и опустились на голову каждого из апостолов. Шум и пламя — явления духовного, а не материального порядка. Феофилакт Болгарский подчеркивает:
Хорошо говорить, как бы огненные, как бы от несущегося ветра, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе.
В Иерусалим на иудейский праздник Пятидесятницы собрались паломники из Месопотамии, Понта, Египта, Рима и многих других стран и городов. Услышав, что апостолы говорят на их родных наречиях, они дивились. Другие, не понимавшие ни слова из апостольской проповеди, насмехались, говоря: «Они пьяны!» Тогда апостол Петр и другие одиннадцать стали говорить:
Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. (Деян. 2:14-18)
Слушая вдохновенную проповедь апостолов, многие уверовали во Христа, и около трех тысяч человек в тот же день крестились.
В Ветхом завете праздник Пятидесятницы назывался также праздником седьмиц или праздником жатвы (Исх. 34, 32). В этот день иудеи вспоминали, как Моисей на Синайской горе принял от Господа скрижали с десятью заповедями. В Ветхом Завете праздник Пятидесятницы был днем дарования Закона, в Новом мы празднуем сошествие Святого Духа, свершение нового Завета Бога и людей.
Послать Духа Утешителя обещал своим ученикам Исус Христос перед Крестными страданиями, во время последней беседы на пути в Гефсиманию. Мы слышали эти слова Спасителя во время службы Страстей Христовых перед Пасхой, когда читалось первое из двенадцати Евангелий (самое длинное).
Вся́ подае́т Ду́х Святы́й, то́чит проро́чествия, свяще́нники соверша́ет, не кни́жники му́дрости научи́, ры́бари богосло́вцы показа́. Ве́сь собира́ет собо́р церко́вный. Единосу́щне и Единопресто́льне Отцу́ и Сы́ну, Уте́шителю сла́ва Тебе́,
Так поется в праздничной стихере. Не книжники, то есть неграмотные люди, простые рыбаки стали мудрыми богословами. Сошествие Святого Духа преобразило учеников Спасителя. Прежде робкие и несмелые, разбежавшиеся после ареста Господа и скрывавшиеся «страха ради иудейска», теперь они почувствовали в себе силу и дерзновение, так что и жизнь свою положили на дело проповеди Христова учения.
Троица. История праздника
Праздник в честь Святой Троицы установлен апостолами. Они сами ежегодно праздновали день сошествия Святого Духа и заповедали его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Указание на это есть и в Постановлениях Апостольских. В древности этот праздник совершался торжественно. Существовал обычай крестить в этот день оглашенных, подобно тому, как после проповеди апостольской крестилось три тысячи человек. И в наши дни за праздничной Литургией вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…»
Уже в первые века христианства праздник Пятидесятницы был общераспространенным. Об этом свидетельствует Тертуллиан, умерший около 220-240 года. Утверждая преимущество христианских праздников над языческими, он писал: «Собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу».
Историки говорят, что хотя праздник и был распространен повсеместно, официальное установление его произошло в конце IV века, когда на втором Вселенском соборе в Константинополе в 381 году было сформулировано учение о Троице. Вселенский собор утвердил догмат об исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии всех Лиц Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Символ Веры, принятый на первом Вселенском соборе, был дополнен.
Праздничное богослужение в день Святой Троицы
Праздник Святой Троицы заканчивает богослужебный пасхальный цикл. Все последующие недели церковного года до начала следующей Триоди нумеруются «неделями по Пятидесятнице». В понедельник после Троицы празднуется День Святого Духа. В связи с этим богослужение Пятидесятницы несколько отличается от других праздников. Со дня Пасхи во время церковной и домашней молитвы не читается молитва Святому Духу, предваряющая почти все молитвословия. От Пасхи до Вознесения она заменяется пасхальным песнопением «Христос воскресе из мертвых, смертию на́ смерть попра, и гробным живот дарова». После Вознесения не читается и не поется и это песнопение.
Чин праздничной службы складывался постепенно. Первый полный византийский устав службы Пятидесятницы относится к IX веку. Каноны празднику и многие песнопения сложили в VIII веке преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский.
Вечерняя служба на Троицу похожа с другими двунадесятыми праздниками. Но молящиеся не прикладываются в этот день к праздничной иконе, а только к Евангелию. Воскресная служба в эту неделю уступает свое место праздничной. Только полунощница утром бывает как в обычное воскресенье, ведь на ней всегда читается канон Троице. Утром сразу после Литургии начинается вечерня празднику Святого Духа, на которой читаются молитвы с коленопреклонением. Первые три молитвы составлены св. Василием Великим. В первой молитве мы исповедуем пред Отцем Небесным наши грехи и просим Его помиловать нас ради жертвы Сына Его. Во второй молитве мы просим Господа даровать нам Божественного Духа. В третьей молитве просим Господа, сошедшего во ад и сокрушившего силу диавола, упокоить наших усопших отцев и братьев «в месте светле в месте злачне, в месте покойне». Затем прилагается особая молитва Св. Духу, составленная св. патриархом Филофеем.
По обычаю храмы в этот день украшены зеленью: травой и молодыми ветвями деревьев. Многие верующие держат в руках букеты весенних цветов. Продолжительные молитвы священник читает в алтаре, преклонив колени. Верующие лежат в это время в земном поклоне. После этого поется стиховна — ряд праздничных стихер, поясняющих молящимся смысл праздника.
Когда стихера исполняется знаменным распевом, сама мелодия помогает молящимся глубже понять смысл. Иудеи, от которых по плоти родился Христос, отпали от Божественной благодати, болея неверием. А мы, происходящие из других, языческих народов, сподобились видеть Божественный свет, утвердившись в вере словами учеников Христовых. Потому, преклоняя сердца и колени, с верой кланяемся Святому Духу, проповеданному Спасителем. На словах «поклонимся» и мелодия идет вниз, как бы делая земной поклон.
Народные обычаи в день Святой Троицы
Троицын день в народе назывался «зелеными святками». В этот день прихожане стояли в церкви с букетами луговых цветов или ветками деревьев, а улицы и дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек, и на чердак, чтобы устранить пожарные беды. Деревья свозили на деревенские улицы целыми возами и украшали не только двери, но и косяки окон, а в особенности свою «матушку-церкву», пол которой усыпали свежей травою: ее всякий, при выходе от обедни, старался захватить из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить, как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, иные вили венки и клали их в горшки при рассаживании капусты.
Народное предание говорит о том, что в понедельник после Троицы, на праздник Святаго Духа, земля — именинница. Очевидно, это простое народное объяснение, почему нельзя в этот день работать, а великий праздник сошествия Святого Духа следует праздновать не только в воскресенье, но и в понедельник. Неделя после Троицы носит название сплошной — все дни скоромные. В следующее воскресенье после Пятидесятницы — Неделя всех святых. В понедельник начинается Петров пост, который закончится 12 июля, на праздник Петра и Павла.
Троица. Иконы
Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».
Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.
Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.
Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом — гора, за левым — палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше — голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева — это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами
Один из первых храмов на Руси был посвящен Троице. Его построила княгиня Ольга на своей родине, в Пскове. Деревянный храм, возведенный в X веке, простоял около 200 лет. Второй храм был каменным. По преданию, его заложил в 1138 году святой благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил). В XIV веке свод храма обрушился и на его основании возвели новый собор. Но до нашего времени и он не сохранился — сильно пострадал в 1609 году во время пожара. До настоящего времени сохранился четвертый собор, построенный на том же месте и по-прежнему носящий название Свято-Троицкого.
Собор Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, построен на месте Троицкого храма, возле которого стояло еще семь деревянных церквей — в память казанских побед освящены они были во имя тех праздников и памятей святых, когда происходили решающие сражения. В 1555-61 гг. на месте этих храмов был построен один каменный — девятипрестольный. Центральный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а один из приделов посвятили Троице. До XVII века собор так и носил народное название Троицкого.
Пресвятой Троице посвящен и самый знаменитый русский монастырь — Троице-Сергиева Лавра. Поселившись на Маковце в 1337 году, преподобный Сергий построил деревянный храм во имя Святой Троицы. В 1422 году на месте прежнего деревянного храма ученик преподобного Сергия, игумен Никон, заложил каменный Троицкий собор. При его строительстве были обретены мощи преподобного Сергия. Расписывали собор знаменитые мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса был написан знаменитый образ Троицы ветхозаветной.
Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Марков монастырь в Витебске. Основание Маркова монастыря предположительно относится к XIV–XV векам. Существует легенда об основателе монастыря — некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь существовал до 1576 года, после был упразднен, а Троицкий храм превращен в приходской. Монастырь возобновлен в 1633 году князем Львом Огинским, в 1920 году закрыт. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор — один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества). Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена. Это единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел — в честь св. Сергия Радонежского. Монастырь возрожден в 2000 году.
В честь святой Троицы был основан Свято-Троицкий (Тройчанский) монастырь в г. Слуцке (Белоруссия). Время основания Свято-Троицкого монастыря неизвестно. Первое упоминание о нем датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 года при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 году было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза (ум. 1599 г.), будущий киевский митрополит. При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 года бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий (? — начало 1570-х г.). В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она возникает в XVIII веке. В Первую Мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель, архимандрит Афанасий Вечерко, выслан. 21 февраля 1930 года монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-е годы. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 году на месте обители установлен памятный крест.
В 1414 году на берегу реки Нурмы, неподалеку от ее впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области был основан Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Основателем обители являлся ученик преподобного Сергия Радонежского — Павел Обнорский (1317–1429 гг.). В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505–1516 годы). В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников. Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920–30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен РПЦ в 1994 году.
Во имя святой Троицы освящен Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь. Расположен в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. По преданию, обитель была основана в 1385 году святителем Стефаном Пермским (1340-е гг. — 1396 гг.) с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. Но данное сооружение просуществовало недолго. По местным легендам, Ульяновский монастырь был назван в честь девушки Ульянии, которая, не желая попасть в руки врагу, решила утопиться в реке. Напротив этого места был построен монастырь. В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, находились в Национальном музее Республики Коми. В 1994 году монастырь был передан РПЦ.
Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите (ок. 1283/ 1288 — 1340/1341 гг.) и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским (ум. 325/326 гг.), результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. В этот период происходит бурное развитие монастыря. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. На территории обители долгие годы располагался музей, часть экспозиции которого находится там и ныне. В 2005 году монастырь передан РПЦ.
Во имя Троицы был основан Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь. Расположен на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Основан в XIV веке Стефаном Махрищским (ум. 14 июля 1406 г.) как мужской монастырь. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.
Во имя святой Троицы в 1520 году был основан Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Основал обитель преподобный Антоний Сийский (1477–1556 гг.). В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас — в РГАДА). Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. В 1992 году монастырь передан РПЦ.
Во имя Троицы был освящен монастырь в Астрахани. История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирила, повелел ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий». К 1573 году игуменом Кирилом были выстроены: «храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трех саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня». Все постройки были деревянные. Ко времени кончины игумена Кирила в 1576 году им было выстроено в монастыре еще два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы. В 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящен был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом святителя Николы Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В советские годы в обители было устроено архивохранилище, а святыни были преданы поруганию.
Во имя Троицы основан монастырь в г. Муроме Владимирской области. Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643 год) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов — на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI–XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века. Открыт в 1991 году. Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезенные из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.
Также во имя святой Троицы освящен Александро-Свирский монастырь, Зеленецкий-Троицкий монастырь, Клопский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, Белопесоцкий и Троицкий Болдин монастыри, монастыри в Казани, Свияжске, Калязине, Переславле-Залесском, Тюмени, Чебоксарах и других городах.
В честь святой Троицы основаны обители в Сербии, Грузии, Греции, Палестине, Финляндии, Швеции.
В честь Троицы освящен храм в Великом Новгороде. Храм датируется 1365 годом. Построен по заказу новгородских купцов, торговавших с Югрой (Приуральем). Наибольший ущерб церковь Троицы получила во время Великой Отечественной войны. Наряду с другими памятниками новгородского зодчества была отреставрирована в 1975–1978 годах, хотя фактически работы продолжаются до сих пор.
Также в честь Троицы освящена церковь Духова монастыря в Великом Новгороде. Церковь Троицы с трапезной палатой построена около 1557 года по заказу игумена Ионы. Она расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже — трапезная и келарская. Церковь серьезно пострадала во время шведской оккупации 1611–1617 гг., а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году.
Во имя Троицы Живоначальной освящен храм в Москве — в Полях. Впервые упомянут в 1493 году в Воскресенской летописи. В 1565 году была построена каменная церковь. В 1639 году рядом с каменным Троицким храмом с приделами Николы Чудотворца и Бориса и Глеба, выстроенным боярином М. М. Салтыковым (двоюродный брат царя Михаила Федоровича), был выстроен деревянный храм в честь Сергия Радонежского. Церковь Троицы была разрушена в 1934 году. Быстрота сноса не позволила провести детальное исследование памятника архитектуры. На ее месте был разбит сквер, на место трапезной был поставлен памятник первопечатнику Ивану Федорову.
Во имя Троицы освящен храм в Никитниках (Москва). Еще в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты (ум ок. 372 г.). В 1620-е годы она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628–1651 годы был сооружен новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631–1634 и 1653 годах. Южный придел храма был посвящен Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В 1920 году храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1991 храм вернули РПЦ.