- Главная
- Новости и мероприятия
Новости и мероприятия
22 июня - горькая дата для всех в нашей огромной стране. Именно 22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на нашу Родину. 1418 дней наши деды и прадеды бились с немецко - фашистскими захватчиками.
22 июня в 4 часа утра неравнодушные жители города собираются в Сквере Боевой Славы, чтобы почтить память павших, зажигая свечи.
А днём на сцене районного Дома культуры для жителей и гостей города был представлен тематический вечер "Вставай, страна огромная!", на котором было рассказано о героическом подвиге всего нашего народа.
https://ok.ru/video/3471891434205 - активная ссылка для просмотра тематического вечера
24 июня состоялся традиционный выезд в Ельнинский район Смоленской области, где восьмая дивизия народного ополчения, в составе которой воевало более тысячи преподавателей, студентов и сотрудников Московского университета, приняла свой последний бой.
Более 300 студентов, преподавателей, профессоров Московского университета посетили памятник «Пушка» около деревни Уварово, памятник воинам 9-й дивизии народного ополчения Кировского района, памятник 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения и памятник-стелу «Ельня – город воинской славы». Возглавил делегацию ректор МГУ академик В.А. Садовничий. К митингу у памятника «Пушка», установленного в честь студентов, аспирантов и сотрудников Московского университета, которые погибли в октябре 1941 года в составе 975-го артиллерийского полка 8-й Краснопресненской стрелковой дивизии народного ополчения, также присоединились студенты исторического факультета Белорусского государственного университета и губернатор Смоленской области А.В. Островский. Завершился день театрализованным концертом студентов МГУ в Доме культуры Ельни, тепло встреченный как университетскими коллегами, так и жителями города Воинской Славы, а районному Дому культуры Виктор Антонович подарил картину, на которой изображён памятник «Пушка».
«Пять тысяч студентов записались в ополчение, на трудовой фронт, были призваны в регулярные части. Начала формироваться дивизия ополченцев – 8-я Краснопресненская и 1200 наших студентов добровольно записались в её состав, – рассказал ректор МГУ В.А. Садовничий. – Они пешком, из Москвы, выдвинулись на дальние рубежи защиты. Здесь наступала дивизия Гудериана – одна из самых мощных немецких дивизий. И наши ребята-ополченцы, заняв в районе деревни Уварово окопы, вступили в неравный бой, были ранены или погибли. Вот на этой высоте, у незнакомого поселка… Мы прислушались к советам ветеранов Московского университета и решили найти это место, соорудить памятник. Он был построен студентами, аспирантами, и с того времени 30 лет мы ездим, кланяемся, благодарим тех, кто защитил Москву, кто защитил Московский университет, позволил нам жить и учиться.»
Также Виктор Антонович зачитал присутствующим обращение от ветеранов университета, которым уже в силу возраста трудно принимать участие в подобном мероприятии.
Губернатор Смоленской области А.В. Островский поблагодарил ректора за то, что университет бережно хранит память о подвиге ополченцев, передавая ее из поколения в поколение.
День России отметили в Ельне праздничным концертом в районном Доме культуры.
https://ok.ru/video/3471862860509 активная ссылка для просмотра
5 июня на родине великого композитора М.И. Глинки в селе Новоспасское состоялся заключительный этап 64-го Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И.Глинки «Не иссякает музыки река…». Творчество Михаила Ивановича никого не оставляет равнодушным и на ежегодный фестиваль, в Новоспасское, многие стремятся приехать. И этот год не стал исключением. На праздник музыки собралось не мало гостей, которые приехали не только проникнуться атмосферой праздника, но и показать свой талант. Замечательное настроение на территории усадьбы гостям создавали фольклорные коллективы, приехавшие со всей Смоленщины и не только.
На открытой эстраде концертную программу открыл детский театр танца «Калинка» Дворца культуры «Ростислав» (г. Рославль, руководитель Ирина Рыжкова. Бурные аплодисменты и несмолкаемые крики «Браво!» стали заслуженной наградой для гостей фестиваля - творческих коллективов из городов: Рославля, Ярцево, Смоленска, Велижа, Починка и посёлка Гнёздово. Неизгладимое впечатление на зрителей оказало выступление народного самодеятельного коллектива ансамбля народной песни «Снежица», приехавшего из г. Кола Мурманской области.
Как всегда зрителей радовали артисты из г. Смоленск, замечательную программу представил духовой оркестр студентов Смоленского областного училища им. М.И. Глинки и солисты областной филармонии.
Настоящий фурор произвело выступление наших гостей из Республики Беларусь – Заслуженный любительский коллектив, народный ансамбль народного танца «На росстанях» УО «Витебский государственный колледж культуры и искусства», руководитель - Сергей Раковский. Невероятная хореография и костюмы никого не оставили равнодушными, подарив неизгладимые впечатления!
Праздник музыки, праздник Михаила Ивановича Глинки получился поистине замечательным!
Проходят годы, десятилетия, сменяются века, а прекрасные творения гения по-прежнему волнуют и вдохнавляют, пробуждая добрые чувства в наших сердцах. При имени Глинки нас тотчас осеняет мысль о русском национальном композиторе, о великом сыне России. В нём русская природа, русский язык, русская душа, русский характер. Слава Великим творцам России!
9 мая вся страна отмечала знаменательный праздник для нашей Родины – День Победы.
Торжественные мероприятия в этот день традиционно начались со сбора Бессмертного полка, участники которого с портретами родственников торжественным маршем прошли по улицам города в Сквер Боевой Славы, где состоялся торжественный митинг «Если б камни могли говорить…». Начался митинг с театрализованного пролога. Участники пролога под речь диктора замирали в виде известных памятников: «Родина мать», «Тыл фронту», «Дети войны», «Узникам концлагерей», «Скорбящие матери», «Воин – освободитель».
Далее перед всеми собравшимися выступили Глава муниципального образования «Ельнинский район» Н.Д. Мищенков, а так же гости города.
По окончании митинга торжественным строем по Скверу Боевой Славы промаршировали военнослужащие, после все собравшиеся возложили цветы и венки к Вечному Огню, памятнику воинам Первогвардейцам, Часовне Памяти павшим воинам, бюстам командиров первых Гвардейских дивизий, маршалу Жукову и генералу Ракутину, а так же Стеле Город Воинской Славы.
Праздничные мероприятия продолжились ярмаркой – распродажей на площади им. М.И. Глинки.
Праздничный концерт жителям и гостям города традиционно подарили студенты и преподаватели Московского Университета транспорта (МИИТ).
Далее праздничные мероприятия переместились в городской парк, где с детворой была проведена задорная игровая программа, а далее жителям города был подарен концерт коллектива из г. Смоленск. Завершением праздника стало народное гуляние у РДК и праздничный фейерверк.
1 апреля в большом зале РДК состоялась музыкально – театрализованная программа «Прощальные гастроли, или привет с малой Родины» в которой приняли участие солисты и коллективы районного Дома культуры, Центра Детского творчества и сотрудники ДК «Лира» пгт. Верхнеднепровский.
На сцене разворачивалось шуточное действие – встреча смоленской «звезды» волею судьбы застрявшей в городе. Савелий Худоярский, так зовут ту самую «звезду», который выдаёт себя не за того, кем является на самом деле. Начальник жд. станции, хорошо знаком с Савелием и решает ему напомнить, кто он на самом деле, показывая до боли знакомые места города и района, так же организует Савелию встречу с его первой любовью. Все музыкальные номера, наполнявшие программу, были очень весёлые и задорные с юмористической подачей, что очень нравилось зрителю, судя по аплодисментам и смеху в зале. В конце концов, Савелий прекращает всех обманывать и признаётся, что он Сайвали Худояров, бывший работник районного Дома культуры. На этой положительной ноте заканчивается программа, а финальный номер, в котором все участники программы поют и танцуют срывает громкие овации зрителя!
https://ok.ru/video/3262091823837 видео программы
«Для нас профессии нет краше» - праздничный вечер, посвящённый Дню работника культуры и Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
24 марта в большом Зале РДК состоялся праздничный вечер. В этот день принимали поздравления работник культуры. Работники учреждений культуры были награждены грамотами и благодарственными письмами Департамента Смоленской области по культуре, Администрации МО «Ельнинский район», Отдела культуры и спорта. Так же были подведены итоги районного конкурса профессионального мастерства среди работников сельских учреждений «Люблю свою профессию».
Традиционную народную культуру в этот вечер представили народные коллективы: фольклорный ансамбль «Реченька» и вокальный ансамбль «Затея» и образцовый коллектив фольклорный ансамбль «Криничка».
Для всех, собравшихся в этот день в зале, была представлена концертная программа солистов и коллективов МБУК «Культурно – досуговый центр», как поздравление с праздником.
Так же в фойе районного Дома культуры была размещена выставка мастеров ДПИ района. На выставке были представлены изделия традиционных промыслов Смоленской области: вышивка, вязание, кружевоплетение, резьба по дереву, чеканка, кружевоплетение. Так же были изделия и нетрадиционные: биссероплетение, алмазная вышивка, пластилиновые картины и др.
Самым значимым праздником объединяющий всех женщин мира, считается 8 марта. 8 марта – это традиционный женский день, когда женщинам уделяется больше внимания. 8 марта - также символизирует приход весны и тепла, что часто сравнивают с женским теплом и началом. А сильная половина в такой день, старается больше всего порадовать свою женщину, уделяя ей время и одаривая подарками.
Именно 8 марта в Международный женский день, творческие коллективы района приготовила для прекрасной половины нашего города замечательную концертную программу, тем самым подарив много замечательных ярких эмоций, прекрасных комплиментов и замечательного настроения! А так же в этот праздничный день Глава района Н.Д. Мищенков поздравил всех женщин города и района и вручил Благодарственные письма и Почётные грамоты женщинам – медикам, которые посвятили себя благородной профессии – служения людям.
6 марта в районном Доме культуры прошёл традиционный Праздник проводов Русской Зимы. В празднике принимали участие солисты, самодеятельные и народные коллективы районного Дома культуры, а так же юные танцоры хореографического ансамбля «Юность» Центра творчества. С поздравительной речью открыл праздник Заместитель Главы муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области Михаил Алексеевич Пысин.
Театрализованное представление чередовалось с концертными номерами. Веселили народ Зима, Баба Яга, Лиса и Заяц. После театрализованной программы для всех желающих были проведены весёлые игры и конкурсы. Победители и участники конкурсов получили сладкие призы. Все гости праздника могли полакомиться вкусными блинами с горячим чаем и вареньем.
Масленичные обряды и песни северо-западных районов Смоленской области
Северо-западная часть Смоленщины, охватывающая Велижский, Демидовский, часть Смоленского и Духовщинский районы области — территория, на которой и в наше время сохраняются многие старинные обряды и связанные с ними песни. Здесь сложилась цельная, монолитная традиция празднования важных для земледельца дат годового календарного круга и в первую очередь Масленицы.
В древности Масленица завершала не только зиму, но и весь год. Следы этих представлений и по сей день ощущаются в народной культуре. Поэтому участие в масленичных обрядах и гуляньях всегда считалось обязательным для всех сельских жителей от мала до велика. Важность и особую значимость этого периода подчеркивают народные названия дней масленичной недели, среди которых особенно выделяются начальные и завершающие. На севере Смоленщины окончание недели (с четверга) называлось большой или широкой Масленицей; первый понедельник Великого поста — кривым, косым или шиловитым. Две недели перед Масленицей тоже имели названия: Сплошница и Рябая, что было связано с разрешением и запретом на скоромную пищу. Значимость масленичной недели, её отличие от обычного, будничного времени подчёркивалась строгими запретами на определённые виды работ. В эти дни нельзя было стирать, шить, пришивать заплаты.
Среди всего круга действий, предметов и других реалий, связанных с масленичной неделей, есть такие, которые можно определить как общерусские. Повсеместно важнейшей отличительной чертой этого периода считается особая еда: сыр, масло, блины. Сыром называли творог, заготавливавшийся с лета. Его сушили, заливали маслом и хранили в погребах в берестнях — горшках, обвитых берестой. Блины в славянской традиции — особая пища, связанная с поминальными обрядами. Как и в другие важнейшие периоды народного календаря, во время Масленицы люди вспоминали своих умерших родителей. Недаром одна из Вселенских родительских суббот отмечается накануне масленичной недели.
Непременной составляющей празднования Масленицы являются всевозможные катания: с пригорков, с высоких берегов рек. Считалось, что кататься надо обязательно — на «долгий лён», поэтому на горку выходили всей деревней.
Масленичные катания отличались особенной лихостью и необычностью предметов, на которых съезжали с гор. Многие из них связаны с крестьянским трудом, пахотой и севом. Катались на севáлках — лукошках для посевного зерна, больших конских санях. В сёлах Духовщинского и Демидовского районов в последние дни масленичной недели с гор катались на прялицах.
Для масленичных катаний на лошадях выбирались самые большие сани, чтобы в них могло сесть много народу. Лошадям привешивали колокольчики, вплетали в гривы алые ленты, дуги украшали подпоясками.
Главными персонажами масленичных гуляний в смоленских сёлах часто становились молодожёны. Их старались повалить в снег и покатать по нему — по поверьям, это способствовало будущему хорошему урожаю. Такой же продуцирующей силой обладало и пение масленичных песен, особенно, если их исполняли молодые, только что вышедшие замуж женщины. Именно поэтому их корили, страмили песнями под окнами, если они не выходили на горку:
Витькина жёнка — кобылица,
А и сесть на неё, прокатиться!
Всем известен обычай ездить к тёще на блины в последние три дня Масленицы. Зятьёв полагалось угощать до отвала, поэтому к этому дню готовились заранее: пекли пироги, гнали горилку.
Если молодожёнов чествовали, то не женившимся парням, а кое-где и девушкам, отказавшим посватавшемуся к ней парню, привешивали колодку — старый лапоть, копыл, на котором плели лапти, гнилую палку или целое бревно. Для того чтобы не таскать колодку на себе, нужно было откупиться деньгами или горилкой. Правда, иногда колодкой мог быть и символический предмет: баранка, верёвочка, платочек или бумажный цветок. Но выкуп надо было давать в любом случае.
На границе Смоленской и Тверской областей обычай привешивания колодки имел иной смысл, будучи одной из форм величания молодожёнов. Колодку — длинный шест, украшенный лентами, — прикрепляли к саням, на которых с песнями катали молодую пару по селу.
В сёлах Велижского и Демидовского районов существовал обычай обходов дворов незадолго до Масленицы — на Всеёдной или Сплошной неделе (Сплошнице). Участники этих обходов наряжались цыганами, стариками, надевали вывернутые мехом наружу шубы. Иногда брали на руки куклу, изображавшую ребёнка. Ходили по дворам, выпрашивали хлеба, сала, денег, а потом из вырученных продуктов устраивали застолье — цыганскую свадьбу справляли.
В последний день Масленицы — Прощёное воскресенье или Прощёный день — на горках, на выгонах раскладывали большие костры, что называлось жечь блины. Костры устраивали из катков — деревянных колёс, иногда поджигали солому, привязанную к высоким шестам, или чучело — бабу — сделанное из соломы и старых тряпок.
Вероятно, с тех далёких времён, когда Масленица завершала весь календарный цикл, сохранилось восприятие её как конца времени, что воплотилось в обычае прощания. Впоследствии к этому смыслу прощального обряда прибавился иной, привнесённый в народную культуру с приходом христианства, — не столько прощания, сколько прощения грехов друг другу перед Великим постом.
В масленичной обрядности Смоленщины важное место занимает исполнение масленских песен. По отношению к ним редко употребляется слово «петь»; в народе говорят кричать Масленку. Масленские песни и припевки кричали «ва ўсю галавý» в течение всей недели, сопровождая все совершаемые в это время действия. Звонкие высокие женские голоса были слышны далеко за пределами деревни, обозначая время и пространство масленичных ритуалов.
Верхнее Поднепровье — одна из основных территорий бытования обрядовых напевов Масленицы. Фольклорными экспедициями, работавшими в северо-западных районах Смоленской области, было записано более 3500 масленичных песен, приуроченных к различным ситуациям и обрядовым действиям масленичной недели. Бόльшая их часть распевается на один напев, близкородственные версии которого записаны во всех населённых пунктах региона. Напев имеет чёткую периодическую структуру, состоя из четырёх одинаковых мелодических построений с небольшим ритмическим замедлением в точке «золотого сечения». Такое строение обеспечивает узнаваемость и легкую запоминаемость напева, что является одним из главных качеств календарно-обрядовых песен.
Тексты масленских песен комментируют все действия, совершаемые во время Масленицы: катания с гор, величания молодожёнов, корения не вступивших в брак, а также не вышедших на гулянья. Особенно большое количество песенных текстов посвящено описанию масленичной горы:
А мы масленки дожидались,
Мы на горушку выходили,
Сыра с маслицем выносили,
Маслом горушку уливали,
Сыром горушку усыпали.
Наша горушка всё катлива,
Наши бабочки всё шутливы,
Мужичонки воркотливы.
Наряду с основным обрядовым напевом на масленичных гуляньях (преимущественно во время катаний с гор) звучало большое количество хороводно-плясовых песен, также распеваемых на один напев с припевом-рефреном «а-ё-а-я-ё». В поэтических текстах песен этого круга упоминаются блины, Масленица, «раскачёная гора»; выражается сожаление о том, что наступает Великий пост, с приходом которого заканчивается веселье:
Ой ты, масленца-лизуха, протяни ухá до Духа,
А-ё, а-я-ё, протяни ухá до Духа.
Протяни ухá до Духа, до самого до Петра,
А-ё, а-я-ё, до самого до Петра.
До самого до Петра, до старого старика,
А-ё, а-я-ё, до старого старика.
А старик со старухой выходили на горý,
А-ё, а-я-ё, выходили на гору.
И кричали: Масленца! Масленца, сподманщица!
А-ё, а-я-ё, Масленца-сподманщица,
Сподманула, сподвела, в закоулок завела,
А-ё, а-я-ё, в закоулок завела.
В Прощёный день масленские песни звучали в последний раз. Наступал Великий пост, и деревни затихали, но ненадолго — до дней весеннего равноденствия, когда на Смоленщине начинали закликать весну.